Ворота: От макета к действующему образцу



Для начала вспомним суть дела. Основная цель работы заключалась в том, чтобы создать конструкцию, отличающуюся предельной доступностью для самостоятельного изготовления. Используя минимальный набор традиционных ручных инструментов, мы прямо в редакции собрали небольшой макет щита филенчатой конструкции, основными элементами которой являются рама и детали заполнения. Что касается рамы щита, то ее основа – решетка, в которой три параллельно расположенные пары деталей (стойки) перевязаны «крестнакрест» такими же парными стяжками.
Другая группа деталей – проставки, установленные между парами «враспор». Они формируют клетки для элементов заполнения и обеспечивают жесткость рамы.
Наконец, третья основная группа деталей – элементы заполнения, в качестве которых используются листовые материалы и нарезанный в размер «погонаж».
Обсудив достоинства и недостатки конструкции, мы пришли к общему мнению, что теперь можно смело переходить к следующему этапу нашей затеи. Другими словами – настала пора браться «за натуру». Что нам и удалось осуществить во время прошедшего летнего «полевого» сезона. Основные технологические операции по изготовлению полномасштабного образца мы с напарником сфотографировали.
Прежде всего отметим, что после тщательной отработки макета о «подводные камни» нам спотыкаться не пришлось. Общий алгоритм сборки гаражных ворот практически ничем не отличался от той последовательности работ, которую мы продемонстрировали на макете. Поэтому не будем повторяться, а остановимся лишь на том, что действительно заслуживает внимания.
О материалах
Основной материал, который был использован при сборке щита, – шпунтованная половая доска шириной 90 мм и толщиной 22 мм. Из нее мы собрали рамы и ее же применили для заполнения филенок ворот с наружной стороны. Элементы заполнения «клеток» изнутри
вырезали из фанеры толщиной 12 мм. В качестве защитных покрытий взяли декоративный деревозащитный состав «Акватекс» и масляный лак ПФ283. Скрепляли конструкцию саморезами 5×45 мм, оцинкованными финишными гвоздями и столярными клеями («Момент» повышенной водостойкости и «Titebond» с аналогичными свойствами).Сборка решетки
Этот начальный этап работы предельно прост (шесть пар досок перевязываем «крестнакрест» и скрепляем). Однако проблем не возникнет при одном немаловажном условии – если детали отрезаны по шаблону строго в размер с учетом реальных габаритов проема и припусков на зазоры. В противном случае не избежать потерь времени и сил на подгонку. В остальном здесь никаких тонкостей – отпиливаем, накладываем, соединяем. Проделали мы эту работу на земле (фото 1,2, 3).
Превращаем решетку в щит
Напомним, что решетка – это только полуфабрикат рамы. Элементы заполнения в нее пока не установишь. Чтобы сформировать «клетки», нужно сначала прикрепить проставки, которые помимо прочего придают будущему щиту жесткость. И только после этого можно установить филенки – сначала внутренние (вырезанные из фанеры), а затем наружные (наборные из досок).
Все эти операции по доработке мы сделали после вывешивания собранной на земле основы в проеме. Такая последовательность операций целесообразна по довольно банальной причине – чтобы впоследствии не «рвать жилы». Решетка же с двумя боковыми проставками весит всего 8…10 кг и справиться с ней можно даже без помощника.Сложного на этом этапе работ также ничего нет (фото 4…8). Главное – убедиться в том, что конструкция имеет строго прямоугольную форму (для этого достаточно замерить диагонали). А после этого нужно лишь очень точно снимать размеры участков сборки, в которые устанавливаются проставки и элементы заполнения филенок – ведь все они должны встать враспор, чтобы обеспечить пространственную жесткость щита.
Все накладные соединения мы выполняли на клее, усиливая их металлическим крепежом (саморезами и гвоздями).
О петлях и колесах
В принципе такой щит можно вывесить на любых типах воротных петель. Но мы предпочли двухшарнирные петли типа «метро» (фото 9). Хороши они тем, что позволяют открывать створки в обе стороны (фото 10, 11). Это очень удобно, если в гараж нужно пройти зимой, когда ворота занесены снаружи снегом. Да и в летнюю непогоду не придется подставлять створки под дождь.
Установить ворота на таких петлях нетрудно. Операции почти не отличаются от тех, что приходится выполнять при установке любой двери на стандартных петлях. Отличия касаются в основном подготовки проема. Поскольку створки должны открываться в обе стороны, к стойкам нужно прикрепить бруски сечением, соответствующим толщине щита (фото 12).
Без колесных опор тяжелые ворота лучше не эксплуатировать, даже если они вывешены на обычных петлях с длинной картой. Для петель же типа «метро» это условие и вовсе обязательно (фото 13). Но здесь проблем нет – подходящие по размерам и нагрузке готовые изделия сегодня подобрать нетрудно. Разумеется, нужно позаботиться о направляющих дорожках для колес. Лучше, конечно, забетонировать всю площадку перед гаражом, но на первое время можно отрыть канавки (фото 14) и уложить в них кирпичи.
Важные мелочи
Нижние выпуски стоек. При сборке решетки довольно трудно угадать оптимальную высоту щита с учетом верхнего и нижнего зазоров. И большие промежутки между землей и воротами не нужны, и маленькие зазоры оставлять нельзя – створки будут чиркать по земле. Избежать этого можно, если нижнюю пару стяжек рамы прикрепить так, чтобы образовались выпуски размером, чуть меньшим ширины доски (фото 15). Тогда после вывешивания ворот на петлях можно будет без труда подогнать по месту нижний щиток (или фартук) и даже укоротить при необходимости выпуски.
Перехлест. Проблемы с размерами могут возникнуть и после установки обеих створок. Не исключено, что они будут перехлестывать друг друга, поскольку петлям типа «метро» свойственен некоторый люфт (см. фото 15). Пугаться такой ситуации не надо. Если перехлест – небольшой, то достаточно пройтись рубанком по прилегающим торцам створок и сопряжение «половинок» ворот будет идеальным.
Если же требуется более серьезная доработка, створку можно снять с петель и подпилить, уложив ее на козлы (или верстак). Хотя конструкция тяжеловата, повесить ее снова нетрудно – отверстия под саморезы уже есть и главное наживить первый шуруп. Остальное проблем не составит.
Уголки. Несмотря на то, что благодаря распорным элементам такая конструкция обладает достаточной жесткостью, усилить щит дополнительно не будет лишним. Для этой цели мы использовали готовые уголки, установив их с внутренней стороны створок.
Заметим, что и выглядят ворота с такими «ковками» довольно симпатично (см. фото 9, 11).
Для красоты и долговечности.
О том, чтобы створки хорошо смотрелись, нужно побеспокоиться с самого начала работы. Аккуратность и еще раз аккуратность! Без нее красивых ворот не сделаешь. А зависит это даже от таких мелочей, как расположен крепеж. Простой прием помог нам решить и эту задачу, Мы вырезали из пергамина шаблон (квадратик с размерами, соответствующими зоне перехлеста стоек и поперечин переплета), накололи на нем шилом точки размещения саморезов, а затем перенесли этот рисунок на все сочленения (фото 16, 17).
Еще один момент, на который стоит обратить внимание. Пропитывать элементы конструкции защитным составом лучше по мере ее сборки (см. фото 6, 7, 8), а окончательную отделку лаком сделать в конце работы. Нижние щитки створок (они – съемные) целесообразно дополнительно защитить от влаги, например, покрыть битумной мастикой (см. фото 13). Аналогично нужно обработать и выпуски переплета, чтобы стойки не всасывали влагу через торцы.
И еще один совет по поводу внешнего вида и долговечности конструкции. Дело в том, что щит сформирован и накладными деталями и элементами, расположенными «крестнакрест». А значит, часть внешнего контура створки образована продольными волокнами древесины, а все остальное – это торцы досок, через которые конструкция может усиленно «тянуть» влагу. Чтобы избежать этого, к верхним граням ворот мы приклеили раскладки (фото 18), а остальной контур щитов тщательно зашпаклевали, затем отшлифовали, а в заключение пропитали декорсоставом и покрыли лаком в два слоя (фото 19).
Завершающие операции – установка нащельников, запоров, задвижек, засовов. Эти операции дополнительных разъяснений не требуют.
Подводя итог, отметим, что безусловно все вышесказанное – всего лишь «штрихи к портрету». А значит, чтото осталось «за кадром». Поэтому готовы ответить на дополнительные вопросы, если такие появятся. Желаем удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
vizd.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: