Сад. Зеленые скульптуры.

Основы построения ландшафта садового участка  

А знаете ли вы, что скрывается за красивым словом «топиари»? Наверняка фантазия сразу же начинает рисовать что-то необычайно величественное и немного сказочное. На самом деле это производное от латинского topiaries. Так называли мастера, в обязанности которого входила посадка и уход за декоративным садом. Самыми удивительными в нем были неповторимые по красоте и великолепию формы растения.

Топиари – это деревья и кустарники, которые постоянно стригут для придания им определенной формы. За основу древние садоводы брали пряморастущие вечнозеленые растения с большим количеством мелких листиков или иголок. Путем тщательного ухода из них формировали большие шары, колонны, беседки и т. д. Встретить такие зеленые скульптуры можно было только в усадьбах знати и высокопоставленных чиновников, ну и, само собой, во дворцах древних правителей.

Есть мнение, что родоначальником этого удивительного приема был присматривающий за угодьями Цезаря садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но сам он таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим ученикам. С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства.

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться бонсаи. Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал архитектор. Из растений вырезали беседки, коридоры и даже статуи Будды. Но все же это действо отличалось от топиарного искусства других стран. В бонсаи преимущественно использовались деревья, в то время как в последнем преобладали по большей части кустарники.

К сожалению, Восток долгое время был закрыт для иноземцев, и искусство бонсаи оставалось неизвестно другим цивилизациям. Правда, надо сказать, что и топиари после распада Римской империи тоже подзабыли. А вспомнили о нем только в конце Средневековья, когда закончились всевозможные военные походы, и знать Европы смогла проводить больше времени в замках, которые потеряли свое предназначение крепостей и стали простыми жилищами богатых людей. На прилегающих территориях сразу стали разбивать огромные сады, со временем превратившиеся в парки с большим количеством слуг, присматривающих за ними. Владельцы старались как-то удивить и поразить своих гостей и родственников, приезжающих на балы. Для этого они не жалели средств на садовников и доставку диковинных экземпляров из далеких стран. Скорее всего именно с такими растениями и было привезено в Европу искусство топиари. Оно быстро прижилось среди знати и стало даже виновником соперничества между богатыми людьми.

Так началось золотое время фигурной стрижки. Со временем топиари – готовые подстриженные растения – стали усложняться. От простых форм (шар, конус и волны) садоводы переходили к более сложным, они пытались создавать целые картины из живого материала, передавая, например, библейский сюжет, делая семейный портрет или уменьшенную в несколько раз точную копию замка. Многие ландшафтные дизайнеры считали эталоном этого искусства Версаль. Но к началу XIX века возникла мода на английский стиль, и топиари отошел на второй план и снова появился в садах только в начале ХХ века.

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущие в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого дела, зачем и отправил их заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать отечественные аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

Как почувствовать себя королем

В нашем XXI веке уже нет каких-то определенных стилей в ландшафтном дизайне. Почти во всех садах происходит смешение сразу нескольких вариантов, что приводит к небольшому творческому хаосу. Дизайнеры стремятся придать участку естественность, но с видимыми элементами творения рук садовника. Растения, обработанные в технике топиари, сразу приковывают к себе глаз, и поэтому их почти всегда располагают в середине какой-либо группы посадок, около дома или в центральных зонах участка. Топиари создают, чтобы ими восхищались. Следует отметить, что эти композиции хорошо смотрятся только на больших пространствах. Хотя и владельцы шести соток размещают у себя мини-скульптурку, выполненную вполне фигурно. Так что обладатель любой площади может почувствовать себя королем и получить свой собственный Версаль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
vizd.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: