Дачное освещение

 Освещение

Приближается самое желанное для всех россиян время года – лето. А вместе с летом начинается дачный сезон. На три-четыре месяца мы практически меняем свое местожительство – едем на дачу, на русскую «фазенду», где вокруг живая природа, где стоят волшебные летние ночи, где примостился на участке маленький уютный "домик в деревне".

Выходите вечерком на крылечко, окидываете взглядом владения свои… Вот "альпийская горка", рядом – цветочки растут, дальше дорожки проложены, скамеечка стоит… Но чего-то все равно не хватает… И вдруг к вам приходит мысль, что участок более уютным и романтичным поможет сделать декоративное освещение – уличные фонари, ночные подсветки и прочие осветительные примбамбасы…

Главное – безопасность и красота

Чтобы правильно спроектировать освещение дорожек, нужно уяснить требования, предъявляемые к осветительной системе участка.

Во-первых, это соображения безопасности и удобства. Дорожки, например, должны иметь достаточную яркость, чтобы передвигаться по ним в темное время было легко и приятно. С другой стороны, должен соблюдаться правильный баланс между освещением дорожек и других объектов ландшафта. Психологически человек ощущает себя комфортнее, если он движется из более темного участка к свету и если освещены границы участка; следовательно, нужно избегать "пересвета".

Во-вторых, это соображения эстетические. В основе правильно спроектированной системы освещения должно лежать композиционное решение, и освещение дорожек должно быть частью создаваемого ансамбля. Дорожки – это движение, поэтому здесь очень важен ритм, который создают светильники. Ну и естественно, огромное внимание нужно уделить выбору дизайна самого светильника.

Наконец, это соображения долговечности, надежности, удобства эксплуатации и обслуживания. Необходимо учитывать и сезонный фактор: поскольку система освещения используется и зимой, приборы должны обеспечивать приемлемый уровень защиты или находится достаточно высоко от земли.

Темнее? Светлее?

Нормативные уровни освещенности покрытия для садовых аллей и прогулочных дорожек составляют от 1 до 6 лк. В зависимости от того, насколько освещена прилегающая территория, один и тот же уровень освещенности может восприниматься совершенно по-разному.

 Как правило, дорожка делается чрезмерно яркой, отвлекающей внимание от других элементов световой композиции – максимальная яркость должна быть "зарезервирована" для расставления акцентов – подсвеченные деревья, скульптурных форм и т. д. Равномерность освещения дорожки важнее абсолютных значений яркости. Идеально – добиться  баланса яркости  дорожного покрытия (мощения) и других элементов ландшафта.

Главное – минимизировать ослепление! Прямые лучи света, бьющие в глаза – самый неприятный "побочный эффект" ландшафтной подсветки. В этом случае лучше применить светильники отраженного света или специальные приборы для освещения дорожек с косинусной кривой силы света (КСС). Для того, чтобы лучше понять "характер" различных групп приборов, применяемых для освещения дорожек, взглянем на КСС, определяющие пространственное распределение светового потока.

Ретро-фонари и сферы

"Классические" светильники, как правило, имеют кривую силу света, близкую к синусной. Говоря обычным языком, они светят "вбок" и вдаль, равномерно по всем сторонам света, и не светят вверх и вниз, так как там находятся крышка и опора светильника.

При всем уважении к истории, приходится констатировать факт: дорожку эти светильники не освещают. То есть не то, чтобы совсем не освещают… Конечно, часть света на нее попадает, но гораздо лучше они проливают свет на близлежащие кусты, белые стволы берез и стены гаража или сарая в двадцати метрах от самого столба с таким светильником.

Пробуем заменить рассеиватели на матовые. Картинка немного смягчилась, но принципиальных изменений не произошло. Все по-прежнему плоско, трудно понять реальное расстояние до светильников, сцена представляет из себя яркие точки в темноте. Впрочем, бывают и исключения. Если рядом с фонарем оказывается куст или дерево, он проявляет себя с самой лучшей стороны – если повезет, получается настоящий ансамбль.

Сферическая форма светильника более предпочтительна, поскольку гармонирует с  "природными" формами – листьями, каплями воды и т. д. Самая лаконичная "невидимая" форма – прозрачный шар. Широко применяются матовые сферы из поликарбоната или полиметилметакрилата.
Интересное решение – верхняя часть сферы, переотражающая свет вниз. Хотя сферы и не выглядят слепящими точками, яркость их свечения очень высока, что является серьезным недостатком при "строительстве" световой сцены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
vizd.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector