Подсветка ландшафта

Освещение

Работа с частным клиентом над проектом освещения загородной резиденции – вещь деликатная. В отличие от городского освещения, рассчитанного на среднестатистического горожанина, здесь необходимо умение взглянуть на систему освещения глазами одного-единственного человека – заказчика – домовладельца. Лучшие проекты – не просто абстрактно красивые, а несущие максимальную ценность для клиента, считают специалисты «Студии Садового Света».

Такие индивидуальные световые решения – плоды совместного творчества заказчика и светодизайнера. Ключи к успеху ландшафтного светового проекта лежат в сфере эмоций – это настроение и атмосфера, создаваемые с помощью света. В большинстве случаев заказчики хотят уюта, комфорта и спокойствия, реже желают видеть драматические картины и феерические шоу. Вне зависимости от заданной темы светового сочинения раскрыть ее помогут два кита ландшафтного освещения – образ и функция. Образ, чтобы было красиво. Функция, чтобы было удобно.

Световой образ – эфемерная комбинация визуальных впечатлений, создаваемая с помощью искусственного освещения. Светодизайнер, в отличие от своего «дневного» коллеги, ничего материального не создает – он лишь пользуется плодами чужих трудов, скрытых под покрывалом ночи, выхватывая и сочетая их в некой психологической пространственно-временной игре. Это игра с пространством и восприятием, затеянная для человека. Одно из правил игры – самоидентификация субъекта внутри пространства. Хорошо организованная световая среда подсказывает ответ на вопрос «где я?». Еще одно направление для светотворчества – геометрические развлечения с глубиной и видимыми размерами. Изменяя соотношение яркостей планов световых сцен, можно придвигать и удалять предметы, не прибегая к магическим заклинаниям. В зависимости от выбора параметров светоцветовой среды, свет может структурировать пространство, а может разрушать структуру, превращая сцену в плоскость или в бессмысленный набор светоформ. К трем пространственным координатам добавляется время. Это происходит двояко – косвенно, через пространственно-временной ритм (всегда требуется время, чтобы «обозреть» протяженный предмет), и непосредственно, через динамику света, – когда с течением времени меняются световые характеристики.

Пространственно-временные игры – игры визуальные, в них должен присутствовать элемент созерцательности. Вид – появление в смене перспектив чего-то заслуживающего внимания, фиксация, стоп-кадр, вид – это кино, превращенное в фотографию. Одинаков ли «набор» видов для «дневной» и «ночной» архитектуры? Один из подходов – «заострить» образы, которые мы наблюдаем днем. Берем дневной образ, строим его символ, потом рисуем этот символ, пользуясь нашими инструментами – лампами и световыми приборами. Более радикальная возможность разрушить светом существующую архитектуру и попытаться «на руинах» создать нечто новое. Помните рекламу: «пришел светотехник и все разрушил?»

Когда мы переходим от пространства к объемам и формам, из нашего рассмотрения исчезают связи, объединяющие объекты между собой, остается монумент, световая скульптура. Соответственно меняются и приемы. Это уже не техника интеграции частей в целое путем придания этим частям определенной яркости, а техника «лепки» объекта скульптурным светом. Форма и материал диктует прием освещения, иными словами, выбор характеристик света (количественных, пространственных, спектральных). При этом количественные характеристики очень важны для архитектуры – чтобы понимать относительные яркости объектов в световой сцене, пространственные – для выявления формы, пластики, спектральные – для восприятия цвета объекта. Цвет позволяет открыть прямой канал к психофизиологии, шире растворить «двери восприятия».

Свет взаимодействует с материалом – отделочным, живым (растительным), неподвижной и движущейся водой. Приемы освещения позволяют в той или иной степени выявить характер материала, фактуру поверхности. Здесь очень важны форма и размеры источника света и перераспределение самого света в пространстве – скользящий, прямой, отраженный или иной свет, мягкая или жесткая заливка, цветность и цветопередача, а также оптические свойства материала (например, для деревьев – это прозрачность кроны и отдельного листа). Самый нижний уровень иерархии светового образа – деталь. Кроме приема освещения, очень важны и такие факторы, как возможность скрыть светильников, игра света и материала, в том числе при использовании прозрачных и полупрозрачных материалов, а также самосвечение и «полезная» блесткость – искристость, «бриллиантовые» эффекты. В прорисовке мельчайших световых деталей на помощь приходят оптоволокно и светодиоды, с помощью которых можно реализовать самые смелые светоцветовые фантазии. Важно помнить, что законы отражения, преломления и рассеивания света, управляющие царством световых деталей, просты лишь на первый взгляд. Изящные математические формулы обманчивы. Если, работая с рукотворной архитектурой, еще можно что-то просчитать, то во «фрактальном» мире растительных структур всех апологетов компьютерного моделирования ожидает полное фиаско.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
vizd.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: