Инженерно-экологические изыскания при строительстве автодорог
Прокладка автомобильных дорог влечет нарушение почвенно-растительного покрова, изменение гидрологического режима водных объектов, дополнительные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. В районе трассы меняется (и иногда довольно существенно) экоситуация, формируются свои микроклиматические условия. Учитывая это, вопрос: «Нужны ли экологические изыскания перед проектированием автодороги и проведением строительных работ?» – уже давно стал чисто риторическим, более подробно Мосэкология.
Изучение данных аэрокосмической съемки
При строительстве магистральных и местных автодорог значительной протяженности разработка экологических изысканий, в первую очередь, предусматривает работу с результатами аэрокосмической съемки (фотоснимками, полученными с борта летательных аппаратов при помощи сканирующих и фотографирующих систем). С помощью аэрофотоснимков удобно выявлять ландшафтно-экологические особенности территории, соседствующей с трассой строительства, делать предварительные выводы о сложившейся на момент начала исследований ситуации.
Рекогносцировочное маршрутное обследование трассы проектируемой автодороги
После сбора и проработки архивных данных о природных и антропогенных условиях местности, рассмотрения и описания аэрофотоснимков начинаются полевые этапы инженерно-экологических изысканий, и первый из них – рекогносцировочное маршрутное обследование трассы проектируемой автодороги. Производится оно с целью:
-
рационально организовать дальнейшую работу;
-
выявить особенности территории, препятствующие проведению либо существенно осложняющие ход исследований;
-
уточнить средства и методики, обеспечивающие рациональное выполнение изысканий;
-
выбрать точки отбора проб и применения измерительной аппаратуры.
Оценивание загрязнения воздуха
Ключевыми, с точки зрения влияния на качество воздуха возле дорог, являются такие загрязняющие вещества как двуокись азота (NO2) и окись углерода (СО) – главные вредные компоненты выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. Базовые сведения о метеорологических параметрах, нужных при расчете рассеивания веществ, и о фоновой концентрации загрязнителей атмосферы (справку установленной формы) сотрудники компании «Мосэкология» официально получают в госорганах, уполномоченных вести мониторинг атмосферного воздуха в регионе. Уточняющие полевые замеры производятся неоднократно на различных участках проектируемой трассы.
Изучение состояния водной среды
При наличии поблизости строящейся магистрали поверхностных водоемов экологические изыскания охватывают и их. Делается это в целях:
-
оценивания фактического состояния водоемов и водоохранной зоны;
-
организации системы мониторинга;
-
своевременного прогнозирования загрязнения и разработки превентивных экологических мероприятий.
Обследование почвы и подпочвенного грунта
Еще одним из аспектов, который компании «Мосэкология» нельзя оставить без внимания, проводя экологические изыскания дороги, являются данные о почвах, их распространении, подстилающих почвообразующих грунтах. Исследуются почвенные процессы. Определяется степень деградации (истощения плодородия). Строительство не должно приводить к нанесению ущерба сельскохозяйственным землям. Весь плодородный слой с участков, подвергающихся риску разубоживания, подлежит снятию и перемещению для дальнейшего полезного использования.