Мыслимо ли представить мир без мрамора Фидия и Праксителя, поющих гимн человеческой силе и красоте, без загадочной улыбки Джоконды, без грациозности Боттичелли и жизнелюбия Рубенса, без воинствующего сарказма Гейне и могучей мудрости Толстого, без ослепительного орнамента текинских ковров и чудесной вязи русских кружев! Возможно ли, наконец, представить планету без златоглавого московского Кремля или знаменитого храма Христа во Мцхете, который стал вдохновителем дивных стихов и поэм многих поэтов.
Замечательный памятник архитектуры Грузии XII века, где в эпоху Руставели находилась известная Гелатская академия, сегодня сделался одним из центров нравственного и духовного воспитания грузинской молодежи. Здесь выступают виднейшие ученые республики, писатели, поэты, общественные деятели. Два года назад Гелатская академия стала местом, где были проведены Дни революционной поэзии Маяковского. Также вас может заинтересовать покупка памятников, подробнее на сайте momentomori.pro/pamyatniki
Мне, как любому советскому человеку, дорога каждая пядь земли, где вкраплен труд и талант многих поколений народа. Ибо народ не только сила, создавшая все материальные ценности, он — единственный источник ценностей духовных.
Выявить и сберечь тот или иной памятник истории — только одна сторона дела. Не менее важно изучить этот памятник, раскрыть его место и значение в развитии нашего государства и общества, с тем чтобы он максимально помогал нам в решении задач коммунистического воспитания народа.
Я понимаю дело охраны памятников культуры широко. Включаю в него стремление прививать всем окружающим чувство любви к своему городу и селу, острое ощущение их красоты. Борьбу против безликости, на которую обрекают многие новые районы и кварталы их бездушные создатели. Надо понять: в такой унылой «архитектурной» среде труднее воспитывать гармонических людей, обладающих чувством прекрасного.
Мне кажется странным, что в школьных программах, где представлены самые разнообразные отрасли знаний — математика и физика, химия и биология, анатомия человека и черчение, география и история, физкультура и труд, — полностью отсутствуют даже начатки искусствоведения. Искусство лишь слегка, чуть-чуть задевают некоторые педагоги на уроках литературы. Впрочем, как они могут «задевать», когда сам курс литературы страдает неполнотой, оставляет в стороне немало видных писателей! Разве мыслима гармоническая личность, не имеющая представления об истории и теории театра, кино, живописи? Напомню, что Маркс писал: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».
Понимать искусство — жизненно необходимо каждому человеку, независимо от дарований и склонностей, от будущего рода занятий. К сожалению, есть немало этаких современных узких прагматиков, которые полагают, что искусство деловому человеку ничего не дает. Подобные «концепции» надо настойчиво преодолевать, ибо они неизбежно ведут к внутреннему духовному убожеству, превращая человека в функцию его узкой специальности.
Думаю, что это серьезнейшая проблема, прямо проистекающая из конституционных положений. Считаю нужным поставить этот вопрос на рассмотрение Комиссии по культуре и науке Совета национальностей, членом которой являюсь. Замечу, что Комиссия наша весьма эффективно занималась некоторыми вопросами, связанными с развитием кинематографии, в частности положением киномехаников, особенно сельских, текучестью среди них, высказавшись за повышение зарплаты этим труженикам, работающим в нелегких условиях. Шел также острый разговор о кинопрокате, в частности о закупках фильмов за рубежом. Члены комиссии указывали, что нельзя покупать картины, потакающие отсталым вкусам, прикрываясь чисто коммерческими соображениями. Конечно, куда сложнее продвигать к массовому зрителю фильмы высокого идейно-художественного уровня, воспитывающие интеллект, духовность, эстетическое чувство. Это требует кропотливой пропагандистской и воспитательной работы среди зрительской аудитории. И ее надо вести — последовательно, на научных началах, опираясь на глубокие знания о ее специфике. Думаю, что в этом плане нуждается в перестройке и деятельность Бюро пропаганды советского киноискусства.