Автономные системы отопления


ПРОФИЛАКТИКА СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ КОТТЕДЖЕЙ в чем-то сродни обязательной медицинской диспансеризации населения. Современное отопление представляет собой столь сложную инженерную сеть, что его можно запросто сравнить с кровеносной,системой человека. Сердце – это, конечно, котел. Остается отыскать душу, и тут самое время вспомнить о таких словах, как внимание, бережное отношение, забота, уход…

Создание автономных систем стало возможным в связи с массовым появлением высокотехнологичных бытовых котлов различной мощности. Ежегодно в России продается более полумиллиона отопительных систем различных конструкций, рассчитанных на разные типы топлива. Свою продукцию продвигают около 30 иностранных фирм-про- изводителей. Дорогие и качественные изделия выпускают компании BOSCH, BUDERUS, ROCA, VAILLANT, VIESSMANN, WOLF (Германия), BIASI (Италия), DE DIETRICH, FRISQUET (Франция). Представлены на рынке и отечественные предприятия, например ЖУКОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД.

Используя эту совершенную технику для создания автономной системы отопления дома, вы всегда будете иметь замечательную возможность регулировать по своему желанию начало и конец отопительного сезона, температуру в помещениях. Как это делать, вас уже проинструктировали сервисные специалисты (после проведения достаточно сложной процедуры ввода котельной в эксплуатацию и системы отопления в целом). Теперь в вашем распоряжении остаются только Руководство по эксплуатации котла и Договор на сервисное техническое обслуживание. Не убирайте их в темный чулан или в нижний ящик письменного стола, оставьте в котельной на видном месте. Каким бы автоматическим ни было котельное оборудование, насколько бы ни казалось простым в эксплуатации, всегда существуют некоторые тонкости, которые легко забываются: как отрегулировать температуру теплоносителя, как остановить или включить котел, что делать, если сработала система безопасности в результате аварийной штатной ситуации…

Под словами «аварийная штатная» мы подразумеваем ситуацию, не являющуюся критической для оборудования и по-прежнему гарантирующую вашу безопасность и долговечность работы оборудования. Это, например, выключение горелки с целью предотвращения перегрева котла и/или всей системы отопления при плохой циркуляции теплоносителя или его утечке, при перебоях с подачей топлива, при нарушении тяги в дымоходе. Эти проблемы в единичных случаях возникновения могут решаться пользователем самостоятельно. Однако если подобные ситуации начали повторяться, это уже повод вызвать специалиста; значит проблема достаточно серьезная и требует более глубокой и детальной диагностики оборудования.
Да, в идеале было бы замечательно как-то один раз, осенью просто нажать на кнопку включения котла и забыть о нем до весны. Увы, даже несмотря на развитые системы автоматики на микропроцессорном управлении, на сегодняшний день такое оборудование все равно требует контроля со стороны человека, пусть не такого пристального, как за дровяной печью или камином…

Исправно работающее оборудование должно обеспечивать заданный пользователем уровень комфорта в отапливаемых помещениях. Но случается всякое. Если котлы постоянно работают в режиме полной мощности, не выключаясь и поддерживая температуру на выходе около 80~85 °С, это для вас тревожный симптом. Он говорит о том, что усилий котла не хватает для компенсации теп- лопотерь в здании. Причиной могут быть неправильный расчет параметров, неверно подобранные компоненты, ошибки в монтаже или настройке системы отопления. Или, в простейшем случае, плохая теплоизоляция дома, сильные сквозняки. С технической точки зрения для поддержания комфорта, эффективного энергопотребления и повышения долговечности системы оптимальной считается работа котла в режиме «малого» пламени, или так называемой теплящейся горелки.

Если сложная многоконтурная система отопления не обеспечивает прогрев радиаторов и самого воздуха в разных частях дома, особенно в его дальних (от котельной) комнатах, это говорит о том, что она плохо сбалансирована. Выправить ситуацию здесь под силу только квалифицированному специалисту. Впрочем, с некоторыми проблемами вы можете справиться сами. Например, если плохо прогреваются радиаторы, стоит задуматься, не связано ли это с их периодическим завоздушиванием.

Выделение воздуха в небольших количествах внутри системы отопления – процесс естественный. Причиной воздухообразования является наличие растворенного в теплоносителе воздуха, который выделяется в работающих насосах в областях низкого давления или в процессе повышения температуры в котлах. Хуже, если причина – негерметичность системы в целом или неисправность расширительных баков. Тогда может возникать подсос воздуха из атмосферы.
С удалением воздуха из системы отопления призван бороться автоматический воздухоотводчик, устанавливаемый в различных ее частях. Главная хитрость в этом устройстве – положение колпачка. Он не должен закручиваться полностью, иначе автоматический выпуск воздуха невозможен. Другая беда, если под колпачком накопится грязь, тогда появляется вероятность утечки теплоносителя. В последнем случае воздухоотводчик нужно просто заменить, а пока временно завинтить колпачок до упора и периодически, по мере необходимости, вручную стравливать воздух.
Явление завоздушивания может приводить к нарушениям работы циркуляционных насосов. При этом они будут сильно нагреваться и издавать характерный визжащий звук. Для его устранения достаточно открутить отверткой заглушку на торце двигателя насоса и попросту стравить воздух. Внимание! Делать это необходимо крайне осторожно, поскольку вместе с воздухом будет выходить и нагретый до высокой температуры теплоноситель!

Другой недостаток несбалансированной системы отопления – шум внутри радиаторов при слишком высокой скорости движения теплоносителя. Наиболее простое решение проблемы – отрегулировать клапан на подаче радиатора, уменьшив поток, а значит, и шум, но сохранив при этом теплоотдачу. Кроме того, встречается и другая разновидность шумов, прямо говорящих о «ненормальнос- тях» в системе отопления. Речь идет о журчании или звуке капающей воды внутри радиатора (способ действий описан выше). Это развоздушивание радиатора системы отопления. Такая проблема носит в первую очередь психологический характер – ночью в доме посторонние звуки мешают человеку уснуть.
В основные задачи пользователя по контролю отопительной системы входят периодические наблюдения за давлением теплоносителя по манометру, установленному в котле или на трубопроводах в котельной. Кроме того, нужно проверять, насколько температура воздуха в помещениях соответствует уровню нагрева радиаторов и трубопроводов системы отопления, а также температуре теплоносителя на выходе из котла. Признак серьезной неисправности – холодные радиаторы при раскаленном котле и горячих трубопроводах в котельной. Это говорит о засоре в системе или каких-то неполадках в гидравлике оборудования.

Рабочее давление теплоносителя в автономных системах отопления должно находиться в пределах 1,0-1,5 бар. В течение суток это значение не должно колебаться более чем на 0,2 бар как при нагреве, так и при остывании. Быстрое падение давления сигнализирует об интенсивной утечке теплоносителя.
Об утечке могут говорить и так называемые мокрые места, пятна ржавчины, следы накипи или маслянистости (от незамерзающего теплоносителя). Если рабочее давление жидкости опустится ниже 1 атм, возможен подсос воздуха из атмосферы. При повышенном давлении теплоносителя (до 3 атм) произойдет срабатывание предохранительного устройства системы безопасности – сбросного клапана. В этом нет ничего страшного, если вывод от него подсоединен к канализации: такие срабатывания носят редкий, эпизодический характер. Если ситуация повторяется или через сбросной клапан идет постоянная утечка теплоносителя, необходимо срочно вызвать сервисного специалиста. Мысль об утечке должна возникнуть и в том случае, когда слишком часто (к примеру, один раз в два дня при норме один раз в месяц) вам приходится подпитывать систему отопления, доливать в нее жидкость. И беда здесь не только в повышенном расходе теплоносителя – значительно увеличивается вероятность возникновения коррозии, отложения шлаков, ухудшаются тепловые характеристики котла, что может привести к выходу его из строя.

Очень часто в разговоре с пользователями специалисты сравнивают котлы с личным автомобилем. Но, правда, только в той части, где речь идет об обязательном техническом обслуживании. Основная задача ТО: подготовить оборудование к отопительному сезону и обеспечить надежную работу системы в самый ответственный момент – в период морозов. Перечень действий при полноценном техническом обслуживании может включать в себя до тридцати мероприятий. Среди них:
• проверка герметичности и при необходимости профилактика гидравлической и топливной (газовой или жидкотоп- ливной) систем, пути отвода продуктов сгорания;
• проверка и настройка систем управления, автоматики и безопасности котла;
• замена изношенных и вышедших из строя компонентов, узлов, блоков; устранение утечек.
Естественно, это далеко не полный перечень выполняемых работ. Наиболее «грязной работой» является чистка теплообменника от сажи снаружи и накипи или шлаков изнутри. А самой высокой квалификации требуют работы по настройке газовой арматуры и горелок котла, а также комплекса автоматики для обеспечения оптимальных параметров горения топлива и выработки достаточного количества тепла для поддержания заданного комфорта. При этом необходимы специальные приборы и инструменты, они же являются и наиболее дорогостоящими. Не все можно определить на глаз. К примеру, пламя газовой горелки в котле должно быть синего цвета с небольшими желтыми язычками, что говорит о ее хорошей работе. А вот о количественном содержании кислорода, углекислого и угарного газов в продуктах сгорания может сказать лишь газоанализатор из арсенала сервис-инже- нера. Регулировка вентиляторной (дутьевой) горелки для получения оптимального соотношения этих параметров призвана обеспечить безопасную работу, эффективный расход топлива и долгий срок эксплуатации оборудования. При квалифицированном проведении сервисного технического обслуживания всегда производится распечатка результатов настройки, которая прикладывается к акту о проведении ТО.
Как часто нужно производить ТО котельного оборудования? Оптимальный вариант – дважды в год. Первый раз летом (июнь – сентябрь) для подготовки к отопительному сезону, а второй – в декабре, в период интенсивной нагрузки на оборудование. На практике часто ограничиваются техобслуживанием перед началом отопительного сезона – в сроки, согласованные с заказчиком. В зависимости от договорных условий годовое обслуживание включает в себя, как правило, один плановый выезд на профилактику и один аварийный вызов в течение от трех часов до суток. Ремонт оборудования и расходные материалы оплачиваются отдельно, если иное не предусмотрено договором. В период гарантийного срока эксплуатации отопительной системы уполномоченные сервисные организации, имеющие договор с продавцом оборудования на сервисное ТО, не берут плату за ремонт и замену вышедших из строя узлов или блоков. После истечения этого гарантийного срока владелец несет дополнительные расходы на ремонт, запасные части и расходные материалы.

Нужно ли так серьезно относиться к техническому обслуживанию? Или достаточно просто вызвать специалистов сервисной организации при выходе оборудования из строя? А, может быть, еще проще: позвать соседа-умельца дядю Васю? Выбор за вами, но вспомните об аналогии котла с автомобилем. Какие слова вам придут на ум, если тот вдруг сломается в неподходящий момент? Конечно, ущерб от крушения ваших планов и затраты на восстановление системы отопления обойдутся гораздо дороже, чем расходы на ее плановое ТО. И уж конечно, стоимость годового обслуживания несоизмерима со средствами, которые придется выделить на ремонт «размороженной» по причине остановки котла системы отопления, равно как и в случае повреждения внутренней отделки жилья или испорченного имущества. А сколько денег и нервов будет потрачено на восстановление инженерных систем?

Как видим, есть много доводов в пользу серьезного отношения к эксплуатации и профилактики котельного оборудования. На самом деле ничего сложного в этом нет. Просто нужно больше внимания уделять отопительной системе вашего дома и меньше надеяться на авось. Тогда можно быть уверенными, что тепло и комфорт в вашем доме обретут несколько новых эпитетов, на первый взгляд имеющих мало отношения к котлам: например, человеческое тепло, семейный комфорт.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
vizd.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: