Можно до бесконечности спорить о том, как правильнее назвать эту область проектирования интерьера: световой архитектурой или дизайном. Правильно и то и другое название, так как и архитектура и дизайн в данном случае решают одну из главных задач – организацию комфортного для проживания пространства. Только архитектура ставит на одно из первых мест композиционную задачу: при помощи различных источников света (направленных, скрытых или рассеивающих) создать ощущение нового пространственного решения интерьера, выделить главное, поставить нужные акценты. Дизайн же, скорее, решает конструктивную и эстетическую проблемы: какими должны быть форма светильников и источников света, их цвет и пространственные характеристики, а также технология и материалы, используемые для их изготовления.
Вот с этих двух позиций мы и рассмотрим, как можно решить проблему света в интерьере.
При помощи света мы можем организовать нужное для нас пространство. Но сначала необходимо понять, что мы хотим получить в результате. Например, если мы имеем небольшую по площади и высоте квартиру, конечно лее, нам хочется сделать ее просторней. Раздвинуть стены или приподнять потолок мы не в состоянии, остается использовать иллюзорные особенности цвета и света. Такую возможность предоставляет нам скрытый свет.
При использовании приема скрытого освещения светильники прячутся за какой-нибудь архитектурной деталью: карнизом, колонной, капителью, подвесной частью потолка или выступающим рельефом стены.
Сам источник света невидим для глаз, и только свечение дает представление о его характеристиках.
Такие подсветки бывают равномерными и точечными. При точечном освещении каждое световое пятно имеет четкие границы. При равномерном освещении все потоки света сливаются в единое пятно. Размеры светового пятна зависят от мощности и формы светильников.
Если подсветить потолок по периметру комнаты лампами дневного света, спрятанными в карниз или за выступ стены, можно добиться эффекта парящего потолка. Возникает ощущение отрыва потолка от стен, проникновения воздуха и естественного света, что приводит к зрительному увеличению высоты стен комнаты. Цвет ламп должен быть в этом случае нейтрального или холодного оттенка.
"Раздвинуть" стены можно также при помощи встроенного света. Только теперь световой поток нужно направить равномерно вниз по стене: освещенные поверхности стен как бы раздвинутся в стороны. И в этом случае желательно использовать лампы с нейтральным или холодным спектром.
Если же нам нужно удлинить помещение, то выделять светом и цветом необходимо только одну стену, опять же используя холодный спектр. Вообще нужно всегда помнить, что теплые цвета приближают, а холодные – зрительно удаляют предметы. Поэтому добиться обратного эффекта – уменьшения расстояния – возможно, вводя теплую цветовую гамму и интенсивную подсветку удаленной стены.
Если нет необходимости менять размеры пространства помещения, а хочется только внести в него ощущение воздушности естественного освещения, то здесь понадобится скрытый свет с более естественным спектром, например от галогенных светильников: их равномерное распределение по всей длине карниза, потолка или стены, куда они будут спрятаны, поможет достичь эффекта сливающихся в единую линию потоков света.
Модный ныне прием подсветки пола тоже из ряда скрытого света. Светильники располагаются в углублениях ниже уровня пола и закрываются стеклянной противоударной плиткой. При этом возникают удивительные иллюзии невесомости и парения, эфемерного пространства, отрыва стен от пола, или образуется световая преграда для продвижения. Такие приемы при грамотном их использовании помогут создать индивидуальный и неповторимый интерьер дома.
Кроме создания архитектурных иллюзий, скрытый свет используется как постоянный элемент интерьера в помещениях, требующих равномерной освещенности, например в кабинетах. В спальных комнатах применение мягкого, равномерного, не слепящего освещения – наилучший выход для создания комфортной обстановки, помогающей расслабиться и полноценно отдохнуть.
Интересен прием светящегося потолка. В этом случае свет исходит из спрятанных за стеклянными витражами люминесцентных или галогенных ламп. Такая конструкция потолка позволяет создать ощущение верхнего естественного света, а также зрительно увеличить высоту помещения, снять тяжесть низких перекрытий. Особенно это актуально для темных (без окон) тесных помещений прихожих, ванных комнат и кухонь. В зависимости от того, какие формы придать членениям такого потолка и какое стекло применить (цветное, рифленое, молочное или прозрачное), получатся различные варианты оформления. Можно имитировать форму светового фонаря, положив под наклоном поверхности стекол, можно вставить цветные стекла в хромовые или позолоченные направляющие, что придаст интерьеру классический или современный оттенок, можно решить светящийся потолок чисто в хай-тековском авангардном стиле.
Еще одним вариантом использования скрытого света являются подсветки ниш, рабочих поверхностей кухни, емкостей для хранения, гардеробов и всевозможных шкафов. В последнем случае используются полупрозрачные стеклянные двери. Подсветка встраивается внутрь такого шкафа сбоку или сверху, а иногда и снизу. И обычный гардероб или шкаф становится одновременно и своеобразным светильником, освещающим спальную комнату или кухню. Это очень эффектный прием, позволяющий к тому же по-новому посмотреть на привычные вещи и окружающее пространство.
Подсветки в нишах используются в архитектурной практике довольно часто и относятся к зональному освещению. Оно может быть как парадным, так и интимным, в зависимости от того, что поставлено в нишу и в какой комнате она расположена.
Часто скрытая подсветка используется для выделения отдельных предметов интерьера: картин, скульптур, ваз, книжных полок и т. п. Фокусируя внимание на конкретных предметах, скрытый свет помогает приглушить фон, сгладить форму и цвет деталей интерьера, сосредоточить взгляд на главном.
При установке скрытого света освещать можно только хорошо отделанную поверхность без трещин и других изъянов, так как такое освещение моментально подчеркнет все дефекты.
Следующим моментом в проектировании будет согласованность всех остальных видов светильников с продуманным скрытым освещением.
Традиции устройства света в интерьере имеют две ярко выраженные тенденции – американскую и европейскую. Американская предполагает использование большого количества отдельных светильников, торшеров, бра, благодаря которым создается общий рассеянный фон и зонирование помещений. Можно включать попеременно свет то в одной части комнаты, то в другой или использовать все освещение.
Такой способ придает индивидуальность помещению и, что немаловажно, позволяет сэкономить деньги, по необходимости используя тот или иной источник освещения. Европейская традиция подразумевает наличие крупных люстр, расположенных обычно по центру потолка. В нашей действительности мы применяем совмещенный тип освещения: верхний свет люстры, настенные бра и напольные торшеры.
Для организации интерьерного пространства дома важно правильно использовать разные способы освещения: точечное, направленное, рассеянное и скрытое.